Только честные новости

Археологи РАН нашли на стене храма список убийц князя Андрея Боголюбского

Ученые Российской академии наук обнаружили список соучастников политического убийства, совершенного ещё в домонгольский период древнерусского государства. Тогда от рук заговорщиков погиб князь Северо-Восточной Руси Андрей Боголюбский.

Научное открытие удалось сделать при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском Ярославской области, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на пресс-службу Института археологии РАН.

Уникальная надпись с именами убийц князя была найдена и исследуется московскими эпиграфистами - профессором ВШЭ Алексеем Гиппиусом и научным сотрудником Института славяноведения РАН Саввой Михеевым. Это древнейший датированный письменный монумент Северо-Восточной Руси.

По словам ученых, надпись чуть было не уничтожили во время реставрации. От невосполнимой культурной потери спасло только вмешательство научных сотрудников Переславль-Залесского музея-заповедника. Они настояли на том, чтобы реставраторы отмывали стены собора водой под давлением, а не чистили их абразивом, как предполагалось сначала.

Надпись, в которой упоминается убийство почти 850-летней давности, была обнаружена ровно посередине южной апсиды собора. Она сделана в два столбца, обведенных в общую рамку с крестом сверху. Левый столбец содержит полный перечень имен убийц Андрея Боголюбского, проклятие им и немного в то время как не прочитанных строк, а правый - краткое извещение об убийстве. В правом столбце говорится: "Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), овому вечная память, а сим - вечная мука". Дальше контент не читается. По словам Алексея Гиппиуса, мысль "овому (то есть князю) вечная память, а симъ (заговорщикам) вечная мука" говорит о том, что надпись была сделана уже после казни.

Левый столбец включает список убийц примерно из 20 имен. Три первых имени известны по летописи - это Петр Кучков, зять Андрея Боголюбского, его братья Амбал и Яким Кучковичи. Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Последнее имя может быть прозвищем, образованным от слова "стырь" (рулевое весло). Далее написано проклятие в адрес убийц, а завершение столбца пока остается непрочитанным.

Ученые покуда не могут ответить на вопрос, почему надпись, посвященная убийству Андрея Боголюбского, находится в Переславле. Ведь князь был убит в Боголюбове, а столицей княжества был город Владимир.

"Похоже, что это официальный текст, тот, что был разослан по всем городам епархии и высечен в назидание потомкам на стенах их главных храмов. Конечно, неслучайно расположение его на таком стратегически важном месте, как алтарная апсида. Теоретически можно было бы поискать такие надписи на других храмах княжества", - говорит Алексей Гиппиус.

Археологи считают обнаружение эдакий надписи здоровый и неожиданной удачей. "Убийство князя (Андрея Боголюбского. - Прим. NEWSru.com) - одно из самых загадочных событий второй половины XII века, - говорит академик Николай Макаров, директор Института археологии РАН. - Можно полагать, что это событие - следствие острых конфликтов среди политической элиты Владимиро-Суздальской земли".

По словам академика Макарова, "детали этих конфликтов, которые часто интерпретируют как столкновение княжеской власти и боярства, нам неизвестны". А найденная надпись дает возможность получить новые сведения о событиях 1174 года, известных ранее по летописному рассказу.

Убийство Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский стал вторым правителем Северо-Восточной Руси, придя к власти после смерти своего отца Юрия Долгорукого в 1157 году. В правлении Андрея впервые стали четко прослеживаться деспотические принципы. Боголюбский, нарушая прежние традиции, изгнал старшую дружину (бояр) своего отца, а перед этим аналогичным образом избавился от младших братьев и племянников.

Андрей также перенес столицу своего княжества из Суздаля в больше молодой Владимир, где отсутствовали вечевые традиции самоуправления.

Добиваясь от своего окружения покорности, Боголюбский создал благоприятную почву для того, чтобы его приближенные "копили в себе" недовольство и в конце концов составили заговор против него.

А поводом для убийства стало решение князя казнить брата его жены. Братья казненного во главе с Петром Кучковичем и другими приближенными князя, общее цифра которых составило 20 дядя по летописи, в темное время суток на 29 июня 1174 года пришли к дверям его покоев в Боголюбове и умертвили князя.

Чтобы Андрей не мог оказать активного сопротивления, его слуга, ключник Анбал, мало-помалу вынес из спальни хозяина меч. Ночью убийцы перебили дворцовую стражу, но в княжескую опочивальню сходить сразу не решились, а отправились в винный погреб, где напились для храбрости. Затем двое из них поднялись наверх и постучали в запертую дверь спальни. Проснувшийся князь спросил, кто его тревожит в неурочный час. Один из убийц назвался княжеским любимцем Прокопием. Его голос князь хорошо знал и, заподозрив неладное, бросился искать меч. В это время убийцы выломали дверь и ворвались в княжеские покои, приводит летописный расклад историк Игорь Данилевский в книге "Древняя Русь глазами современников и потомков", размещенной на портале Mreadz.com.

В завязавшейся борьбе Андрею, который, несмотря на свой почтенный возраст, обладал недюжинной силой, удалось повалить одного из нападавших на пол. Однако другие заговорщики, вооруженные мечами, саблями и копьями, нанесли Андрею несколько ран. Кто-то, подойдя к князю со спины, отсек ему левое плечо. Скорее всего, Боголюбский потерял сознание и упал.

В неразберихе злоумышленники приняли за Андрея своего товарища, сбитого с ног. Они добили его, а потом вынесли труп во двор. Лишь там заговорщики уразумели свою ошибку и стали снова разыскивать Андрея, который заполз под сени, пытаясь спрятаться. Стоны раненого князя выдали его, и Боголюбский был убит.

Примечательно, что после этого жители Владимира, демонстрировавшие прежде полную покорность Андрею, разграбили дома княжеских людей, посадников и управителей, перебив их самих и их слуг. Начались массовые грабежи и в Боголюбове. Вероятно, за этим скрывалась накопленная неприязнь к князю, который демонстрировал грубость и вспыльчивость.

В XVIII веке Андрей Боголюбский был причислен к лику святых. А историки дают его правлению достаточно критическую оценку. "Современники готовы были видать в Андрее проводника новых государственных стремлений. Но его образ действий возбуждает вопрос, руководился ли он достаточно обдуманными началами ответственного самодержавия или только инстинктами самодурства", - написал о Боголюбском Василий Ключевский.



Новости по теме